ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПЕНСАЦИОННЫХ СИГНАЛОВ В КОНТУРЕ
В предыдущих разделах контур телеуправления рассматривался в виде замкнутой системы, воздействия на которую приведены к одной точке — ее входу. Однако наличие двух независимых источников информации, измеряющих координаты цели и объекта, позволяет обрабатывать их раздельно, т. е. построить двухполосную систему разомкнуто-замкнутой структуры, заданные характеристики которой обеспечиваются с помощью двух различных звеньев коррекции. Если формировать систему как двухполосную, то система интегральных уравнений относительно ИСКОМЫХ весовых функций ffi>i(x) и да2(т), полученная для критерия (4.1) при телеуправлении с самонаведением на конечном участке, имеет вид
«2 w
=^Y2^+ ^ *2 CO #*«(* — t)rft
/-0 —oo
при следующих граничных условиях:
®і (0)=0; «;1(7’1)==0,
®г (0)—0, гг;2(7’2)=0,
где индексами «1» и «2» обозначены весовые функции, а также характеристики входных воздействий соответственно по первому (каналу цели) и второму (каналу объекта) входам.
Решения (4.53) сравнительно просто могут быть получены в общем виде, однако останавливаться на них не будем, так как, по нашему мнению, практической ценности они не представляют. Если принять, что случайные процессы измерения координат цели и объекта между собой не коррелированы, то система (4.53) распадается на два уравнения, зависимость между которыми сохраняется только через условие ограничения перегрузок. Требуя, чтобы объект расходовал вполне определенную часть располагаемой перегрузки при воздействии на входы системы каждого из случайных сигналов измерения координат, получим полностью независимые уравнения относительно весовых функций ^і(т) И W2(t). Определив передаточные функции системы с обратной связью 1F2(s), всей системы со входом по координате пели №i(s) и разделив IFi(s) на 1F2(s), можно получить звено коррекции в разомкнутой цепи. Параметры W(sj и W2{s) определяются характеристиками измеренных сигналов и ошибками бортовой аппаратуры объекта. Для примера определим корректирующие звенья lC(z), K<i(z) двухполосной системы, изображенной на рис. 4.13.
Возьмем систему второго порядка и реализуем ее в виде
+ + + (4.55)
Определяя постоянные А0, А, А2, Лт условий
|* k(t)dt = 1, о
оо
J tk {t) dt=—10,
оо
^f2k(l)dt=—c2
и из граничного условия
/С(0) =0
и переходя в частотную область, получим
7 (5 -1 —f+7)+(45-7’-
. Н-Н^)-Н
Свободные параметры а и у могут, быть определены из условий обеспечения заданного времени переходного процесса и степени ограничения ускорения объекта
, 7«2^о(2 + Чг) + 7 + 12 , ,
Н———————— «+ 1
8а| 72^22
(4.60)
Пусть параметры гипотетически заданной системы имеют следующие значения: аі = 0,06; аг=0,03; c2i = 20; С22=1000; yi — 15; уг=30; сек.
Данные значения а соответствуют временам переходных Процессов В первой системе ГіЯйбО сек и во второй Т2*о 100 сек.
Обращаясь к выражениям (4.59) и (4.60) при заданных параметрах, получим:
Полагая s = —определим выражения цифровых фильтров
На рис. 4.14 приведены графики сигналов *i(f); x2(t), а также ошибок наведения hi(t), h2(t), полученные расчетом системы на ЦВМ с фильтрами К*(г) и К(г).
На рис. 4.14 Х(t) —заданный входной сигнал, xx(t) — = 5^2; x2(t) опережает Х(t), так как ТХ<Т2.
Установившиеся значения ошибок hx и h2 соответствуют расчетным, т. е.
/^=10 с21=200;
Л2 = Ю с22= 10000.
Если точности измерения координат цели и объекта соизмеримы, а ошибки бортовой аппаратуры существенны, то характеристики. и W2(s) должны быть близ-
Рис.. 4.14. Графики переходных процессов в двухконтурной системе |
ки. При достаточно точной бортовой аппаратуре нет необходимости делать быстродействующей систему по координатам объекта.
Следует, однако, отметить, что системы управления, реализованные по разомкнуто-замкнутой структуре, критичны к разбросам параметров, причем их критичность тем выше, чем больше опережающих свойств системы заложено во внешней корректирующей цепи.
Рассмотрим систему телеуправления (3.126). Примем форму реализации выражения (4.55), добавив дополнительный член А$е~&а *.
При телеуправлении до точки встречи выражение (4.56) обращается в следующее:
j k{t)dt = 1;
00
tk (t)dt=0 о
оо
t2k [t)dt= —c2.
Для конечности перегрузки, кроме условия (4.57), необходимо второе условие
£'(0)=0. (4.62)
Определяя константы А{ из условий (4.57, 4.62, 4.61) и переходя в частотную область, получим:
____ (/о — сг) $2 + hs + 1___ .
/q$5 + /j — f — 12 S® + /()$2 -(- l^s — f — 1
r ___ 60 + 35~y _ . 8 4- 15-y.
0“ 327 a2 ’ 1_ 87a ’
1 . ^_15 + 7,
0 64ya5 * 1 647«4 *
^70+157 2 64Ta3
Положим в соотношении (4.63) в первом случае с21 = = 0, а во втором, соответствующем системе с обратной связью, с22 — с2. Разделив первую систему на вторую, получим при сохранении быстродействия (U,=/*,) корректирующее устройство на входе, повышающее порядок астатизма всей системы до третьего
lps2 + hs + 1
(/р — С2І+ hs + 1
Представим tfi(s) в виде, приведенном на рис. 4.15, и определим выражение компенсационного сигнала
0к(5) = Хц(*)Гк(5), (4.65)
Аналогично для системы с теленаведением до момента to МОЖНО определить Kl(s) И U7K(s)»
где |
||
„ 1 |
. 20 |
_ИГ |
V |
5—Г — — + |
К3 , |
*0 |
Г-L/ |
7__ |
L Т |
(4.68)
Таким образом, сигнал компенсации динамической ошибки системы теленаведения с астатизмом второго по-
Jrifit)
Рис. 4.15. Схема реализации двухконтурной
системы
рядка может быть определен посредством двойного дифференцирования входного воздействия с весом, обратно пропорциональным коэффициенту усиления контура управления.
Если цепь компенсации суммировать непосредственно с управляющей командой, выражения lFKx соответственно принимают следующий вид:
_Jo_sg + 1 + (7 + 7>ctf0 ^ | 7а^о(2 + 7) + 7 + Тд j j 8a<ic2 8a'<fC2 8a3-jc2
(4.70)
При получении выражений (4.69) и (4.70) предполагалось, что коэффициент усиления /C2(s) = l.
Если положить с2=0, получим одноконтурную замкнутую систему, астатическую третьего порядка. Очевидно, что при номинальных параметрах система с внешней компенсирующей цепью и замкнутая система (с2=0), идентичны по основному входному сигналу — координате цели. Системы отличаются по степени фильтрации ошибок измерения координат объекта и отработке ложных сигналов бортового контура. Наибольшее различие систем имеет место при разбросах их параметров относительно номинальных значений. На рис. 4.16 изображены частотные характеристики разомкнутой системы (4.63) при следующих значениях условно принятых параметров:
са=0; а=0,75; у=8.
Как видно из рис. 4.16, фазочастотная характеристика системы имеет две точки пересечения с осью 180°, т. е.
как справа, так и слева от частоты среза возможен неустойчивый режим работы. В системах телеуправления, особенно на участке отработки больших начальных рас согласований, возможны существенно нелинейные режимы, приводящие к падению коэффициента усиления контура наведения [11]. В этом случае на низких частотах может наступить неустойчивость системы. С другой стороны, увеличивать с2 также нежелательно, так как в этом случае при разбросах коэффициента усиления в системе будут иметь место систематические ошибки. Оценим влияние разброса коэффициента усиления контура управления на величину установившейся динамической ошибки. Легко показать, что увеличение динамической ошибки из-за разброса коэффициента усиления системы может быть определено как
Дег=с2цурп, (4.71)
УрП—потребное ускорение объекта при отработке входного сигнала;
г) = ——относительный разброс коэффициента усиле — ^ ния системы.
Таким образом, величина динамической ошибки из-за разброса коэффициента усиления системы обратно пропорциональна величине этого коэффициента. Реализация системы с компенсацией динамической ошибки внешней цепью приводит к уменьшению коэффициента усиления контура, охваченного обратной связью, а следовательно, к увеличению динамических ошибок, связанных с разбросом параметров системы.
На рис. 4.17 приведены частотные характеристики системы (4.63) для различных значений коэффициента с2. Как следует из этого рисунка, с увеличением с2 растут запасы устойчивости системы на низких частотах. При проектировании систем телеуправления целесообразно выбирать характеристики замкнутой системы, соответствующими такому минимальному значению с2, при котором возможные разбросы параметров не нарушат устойчивый режим работы системы.
Статистические характеристики системы при разбросах ее коэффициента усиления могут быть определены следующим образом. Если известно, что коэффициент
усиления системы может принимать случайные значения, а его разбросы относительно номинальной величины подчинены нормальному закону распределения и имеют математическое ожидание т0=0 и среднеквадратическое
отклонение от дя, передаточная функция системы, по которой могут быть определены ошибки, имеет вид [20]:
где Ф(s) — передаточная функция системы при номинальных параметрах,
К — номинальное значение коэффициента усиления;
А/С — отклонение текущего значения коэффициента усиления от номинального.
Дисперсии пролета и ускорения объекта в условиях разброса К соответственно могут быть определены как
где N2 — уровен» спектральной плотности «белого шума» па входе системы.
Дисперсии пролета и ускорения объекта возрастают с увеличением коэффициента с2. Очевидно, выражения DR и Dj легко могут быть распространены на случай разброса нескольких параметров в системе.
Рассмотрим формирования компенсационных сигналов для широко распространенных в системах телеуправления ракет методов наведения [7, И]. Обращаясь к выражению (4.66) видим, что сглаживающие свойства сигналов компенсации определяются характеристиками замкнутого контура и не зависят от метода наведения. Поэтому остановимся только на определении второй производной входного сигнала.
Метод трех точек
Уравнение метода
epDp = suZ)p. (4.75)
Входной сигнал на систему управления хвх можно рассматривать в виде
*«=«дЯр — (4-76)
Дифференцируя дважды (4.76), получаем
‘к = МЭр+2з«Яр4-еА — (4.77)
Последним членом уравнения (4.77) можно пренебречь.
Для исключения дополнительных обратных связей и флюктуаций целесообразно использовать табличные зна чения Dp и особенно Dp, усредненные по режимам наведения, что существенных погрешностей в (4.77) ‘не вносит, т. е.
(4.78)
Методы спрямления траектории Распространенная форма реализации
А=(‘“+^Г*.)^
A D=D^-Df,
Полагая а=1, получим метод полного спрямления; се = 2 — метод половинного спрямления.
Д£> ^ ,
Ш 0
ки встречи, и дифференцируя дважды правую часть выражения (4.79), находим
вр+Тйр]‘"+
+ [А bv +(2— A) Dp]ёц + £рзц (4.80)
или при
— ед яа 0; Ър «0; Dp ж Z>p т; Ьр ж £)рл;
|-)£>pi+^DpT] s4+(2- A) /)pTsu. (4.81)
В частных случаях для метода полного спрямления (<х=1)
aK^(2/0DpT-DpT)’e„; (4.82)
для метода половинного спрямления (а=2)
°к ~ ^«^>рхец + ^рт£ц (4. 83)
или вблизи точки встречи
0к^£ртец. (4.84)
Л
Приближенный метод параллельного сближения Уравнение метода
ер£>р .= ец£)р + (вц — есб) д£>,
или
zpDv=&uDu — sc6aD.
веб — постоянный на этапе наведения угол сближения объекта и цели;
Хвх ®ц7?ц ЄсбД^>
2®ц-Оц I Д7)®сб*
Пренебрегая последними двумя составляющими в формуле (4.86), получаем
ец^ц ~~Ь 2еиІ)ц. (4.87)
Следует отметить, что реализация формулы (4.87) требует высокой точности, так как составляющие выражения, как правило, довольно велики и имеют разные знаки, что при фильтрации может привести к появлению ложных сигналов.
Проще реализовать а*, если имеется возможность непосредственно вычислять вторую производную произведения 8цГ>ц.
На больших дальностях между объектом и целью для методов наведения (4.79) и (4.85), чтобы уменьшить случайные ошибки, в упрежденных членах целесообразно использовать либо дополнительную фильтрацию ец и боб, либо AD выбирать несколько меньшим своего истинного значения, например, вычислять по формуле
где /C=const А’ «С 1.
Выражения компенсационных сигналов в этом случае могут не корректироваться.